Метод глубинного интервью

Глубинное интервью как метод исследования

Метод глубинного интервью представляет собой личное интервью, с неопределенной структурой, участниками которого является квалифицированный интервьюер и опрашиваемый респондент. Интервьюер в свою очередь заинтересован за время проведения интервью распознать эмоциональную составляющую,  отношение к продукту, выявить истинные и ложные убеждения или заблуждения по поводу объекта исследования. Все это, а именно степень погруженности объекта, информированности, заинтересованности в продукте или объекте исследования (ключевом вопросе), личное отношение и предрасположенность индивидуальных качеств участника опроса —  следует учитывать при подведения итогов глубинного интервью. Степень длительности интервью зависит от глубины исследования, как правило она составляет от тридцати минут до более часа.

Таким образом, степень обеспеченности информацией для исследования во многом зависит от интервьюера, в зависимости от того, на сколько заинтересован он будет в ответах респондента зависит качество и информативность ответов.

Интервью с установлением истинности

Интервью такого типа первоначально направлено на получение истинного ответа на заданный вопрос, путем сопоставления карты личности участника опроса. Вопросы необходимо формулировать четко, без двойственности, чтобы человек мог ответить без подсказок, самостоятельно.

Вопросы, с сокращенным ответом (да/нет), а также вопросы с предоставлением варианта ответа могут в результате дать неполное представление об объекте или искаженное. Для грамотного формирования образа необходимо ориентироваться на шкалу истинности.

glubinnoe-interwiev-shkala-istinnosti

Визуальная диаграмма отражает смысл построения шкалы истинности посредством упрощения вариантов до двух вероятных. Путем группировки выстраивается шкала истинности соответствующая конкретному интервью.

На рисунке представлена итоговая упрощенная модель с пятью вероятностями двух вариантов. При этом анализируется не математическая истинность ответа (+, -), а вероятная истинность конкретного случая.

К снижению истинности может привести фактор ограничения по времени. Посредством ограничения во времени ответа и сокращения отрезка обдумывания можно получить поверхностные результаты исследования. В условиях спешки человек воспринимает необходимость достичь конечного результата, при этом упустив процесс интервью из вида.

Интервьюер охотнее будет участвовать в опросе при ощущении чувства комфорта и безопасности, морально-психологический климат также важен, оценка данного фактора может служить коэффициентом корректирующим конечный результат опроса.

Существует три популярных метода, которые используются в качестве моделей глубинного интервью, это:

  1. Метод лестницы;
  2. Метод выяснения скрытых проблем;
  3. Символический анализ.

Метод лестницы

glubinnoe-interwiev-metod-lestniciМетод лестницы основывается на специфической постановке вопросов. Первый этап сконцентрирован на характеристиках продукции, второй этап метода лестницы связан с характеристикой респондента.

Характеристика продукта способствует определению отношения потребителей к тому или иному товару или услуге.

Характеристика респондента способствует определению мнения о предполагаемом продукте с точки зрения выявленного типа (группы) человека. Анализируемым фактором в процессе исследования выступает сам индивид как потребитель.

Метод выяснения скрытых проблем

glubinnoe-interwiev-metod-viyasneniya-skritih-problem

Скрытые проблемы людей, которые выясняются при одноименном методе сформировались под влиянием событий, произошедших в прошлом. Как правило, такие события связаны с тяжелыми переживаниями и беспокойством человека.

Событие активизирует набор эмоций, записанных ранее в виде воспоминаний или возникший естественным образом постижения.

В свою очередь рефлекторное действие записывается телом как результат на событие сложенное в психике в виде образа. Этап формирования бессознательных процессов объединяет образ события и физическую, психологическую память тела. Под влиянием фактора времени событие переходит в сферу гештальта — впечатление оказанное на глубинное формирование эго.

Посредством выявления впечатлений и ключевых факторов формирования личности модель человека выстраивается наиболее точно, что позволяет определить желания и предпочтения человека по отношению к продукту. Тогда возможно формирование новых ключевых вопросов для привлечения внимания к продукту в качестве помощи при решении скрытых проблем.

Метод выяснения скрытых проблем позволяет определить конкретную группу, к которой относится опрашиваемый респондент или выявить уникальные свойства продукта подходящие в конкретном случае.

Символический анализ

Третий метод анализа, символический метод, анализирует значение предметов для тестируемого с точки зрения символического смысла, путем сравнения его с противоположным. Здесь выясняются логические процессы.

glubinnoe-interwievsimvolicheskii-analiz

Результат анализа логических процессов включает в себя две структуры мысли: линейную и абстрактную. Линейная структура мысли характеризуется быстро улавливаемой логической взаимосвязи. Как правило в таком случае ответ респонеднта не имеет двойственности и указывает на конкретную функцию, предмет. решение, качество, желание. Абстрактная структура мысли напротив характеризуется витиеватой логической архитектурой построения мысли. Здесь предметы перемешиваются между собой при этом классы и объекты переплетаются, в результате возможна предположительная незаконченность мысли или размазанный смысл.

Для точного определения скрытого подтекста исследователю необходимо выявить логическую структуру, по которой существует возможность отсеять ложные представления и характеристики, связанные с адекватным отношением к исследуемому продукту. Выявить противоположности, можно путем предложения полного отказа от использования предлагаемого продукта после его представленных характеристик.

Заключение

Главным решающим компонентом в глубинном интервью является подготовка интервьюера. Ключевым фактором успеха будет считаться доверительное отношение к процессу исследования и интервьюеру со стороны всех участников возникающих отношений.

В отличие от метода фокус-группы, глубинное интервью дает больше представлений об отношении потребителей к продукту, посредством большого количества полученных данных, путем группировки характеристики продукта и отношение к ним со стороны участника опроса устанавливается двойная оценка продукта: необходимость продукта для категории людей и выявление уникальных характеристик продукта в отдельных случаях.

Однако, недостатки, выявленные в методе фокус-групп, так же присущи и методу свободного интервью. Так как свободное интервью не имеет строгой структуры и полагается на квалификацию ведущего, то во многом это способствует удорожанию используемого метода.

 

1 Comment

  1. когда интервьюер сначала задаёт вопросы, связанные с внешними объектами и социальными явлениями и процессами, а затем переходит к вопросам о личном отношении и чувствах респондента. Также в ходе глубинного интервью может использоваться метод

Comments are closed.