Стратегический альянс

Понятие стратегического альянса

Понятие стратегических альянсов формируется в результате заключения долгосрочных партнерских отношений двух международных компаний, в рамках данного проекта планируется сокращение трансакционных издержек.

Концепция стратегического альянса

strategichiskii-aliyans

Стратегические альянсы образуются как посредством письменных соглашений, которые могут быть оформлены в виде франчайзинговых сделок, продажи лизензий, так и посредством устного договора на основе совместного взаимодействия. Стратегические альянсы зачастую обмениваются акциями друг друга. А также создают совместные предприятия. Суть стратегического альянса заключается во взаимодействии двух и более субъектов деятельности.

Классификация стратегического альянса

В условиях необходимости классификации стратегические альянсы принято разделять на четыре типа, ранжированных согласно частоте повторения на протяжении  некоторого времени:
к первому типу относятся альянсы, которые создаются путем вложений в доли акционеров существующих предприятий. В таком случае, альянсы продолжают ведение хозяйства существующих производств, при этом начиная новый проект в сотрудничестве;
ко-второму типу относятся альянсы, которые основываются на создании новой компании, они носят характер совместной собственности объединяющихся сторон. Такие альянсы начинают ведения хозяйственной деятельности с самого начала и не вносят на первостепенное место долевое участие акционеров настоящего производства;
к третьему типу относятся альянсы объединенные общей идеей инвестиционного проекта. Такие альянсы объединяют участников различных сфер в рамках инвестиционной идеи, как правило носят характер патента, гранта, торгов;
к четвертом типу относят альянсы со слабой кооперацией, это так называемые вынужденные альянсы для преодоления временных трудностей возникших в результате процессов преобразования рыночных механизмов.

Виды стратегических альянсов

Исходя из классификации стратегические альянсы принято делить на следующие виды:

  • экономические альянсы;
  • политические альянсы.

К экономическому виду альянсов относятся все альянсы, объединенине которых основывается на экономическом развитии — торговые отношения, исследования, открытия.

К политическим альянсам относят альянсы, объединение которых основывается на установлении и соблюдении безопасности — военные стратегические альянсы.

Стратегические альянсы экономического типа в свою очередь делятся на виды:

  • стратегический альянс, как объединение для саморазвития;
  • объединение для развития сферы;
  • объединение для слияния/поглощения;
  • объединение для создания нового предприятия.

Когда стратегический альянс создается, как правило, отношения носят юридический характер, основанный на заключении документов(соглашений, франчайзинговых сделок, договоров), или на устной договоренности. Компании могут договориться о взаимной покупке акций друг друга, о покупке акций одной компании или об учреждении новой компании.

Также стратегические альянсы могут быть:

  • инициативные стратегические альянсы, когда инициатива объединиться исходит от одного из партнеров;
  • добровольные стратегические альянсы, когда объединение происходит для развития отрасли, инициатива исходит, например, от государства при выделении гранта;
  • вынужденные стратегические альянсы, когда объединение необходимо компании для дальнейшего функционирования на рынке.

Цели объединения компаний в стратегические альянсы

Стратегическое планирование деятельности альянсов выделяет все необходимые финансовые показатели для осуществления деятельности, в том числе учитывая риски производства, расходы на производство дополнительной единицы продукции, снижение конкурентного давления, повышение технологического уровня, преодоление барьеров в качестве трудностей на рынке в виде государственного регулирования и условий по инвестициям.

celi-strategicheskih-alyansov

В качестве целей стратегических альянсов выделяют степень снижения рисков. Как правило, такая цель свойственна альянсам четвертого типа, хотя непосредственно необходима к учету во всех типах альянсов.

Благодаря совместному ведению деятельности в случае с первым видом стратегического альянса достигается планируемая экономия на расширении масштабов производства.

С помощью совместной работы над проектом научного гранта участники повышают уровень технологии и обмениваются передовыми научными открытиями.

Совместно с другими участниками рынка можно сократить издержки на специализированных отделах компании для прохождения таможенных дисциплин и конкурса на международные гранты.

Сфера деятельности стратегических альянсов

Деятельность стратегических альянсов формируется под проекты НИОКР, а также под масштабное производство, например автостроительство. А также сфера деятельности стратегических альянсов заключается в освоении новых рынков.

Архитектура взаимодействия компаний объединенных в стратегические альянсы представляет собой возможный выбор между горизонтальной и вертикальной. При горизонтальном взаимодействии отношения строятся на однотипном производстве одной отрасли. При вертикальном взаимодействии отношения строятся по модели поставщик сырья и потребитель. В том числе модель может основываться на оказании взаимозаменяемого набора услуг.

Примеры стратегических альянсов современности

Объединение концернов Daimler (Германия) и Renault-Nissan (Франция-Япония) в стратегический альянс с целью стандартизации изготовления моделей и узлов. При этом проект заключается в разработки стандартизации уникальных брендов без потери идентичности каждого. В результате договоренности было заключено соглашение о стратегическом сотрудничестве, в котором отражена модель перекрестного владения акциями. Цель альянса заключается в повышении конкурентоспособности на рынке компактных и небольших автомобилей.

Стратегический альянс компаний Volkswagen AG и Ford Motor Company направлен на укрепление конкурентоспособности каждой компании. Основным направлением для развития альянс выбрал улучшение обслуживание клиентов во всем мире, таким образом цель компании заключается в выходе на новые рынки. Альянс не изменяет структуры капиталов входящих в него компаний, отсутствует перекрестное владение акций.

Модель слияния демонстрируется на примере стратегического альянса Nissan и Mitsubishi. В результате было подписано Базовое соглашение о начале формирования долгосрочного стратегического альянса. В результате данной сделки Nissan приобретает в собственность 34% пакета акций MMC. Проект получает инвестиционный приток  и начинает функционировать на стороне компании MMC.

Цель данного объединения заключается в снижении затрат на закупки, сотрудничестве в области освоения и адаптации технических платформ. Стратегический альянс направлена на расширение производительных мощностей и влияния на  развивающихся рынках.

Помимо торговых, производственных альянсов на рынке существуют политические альянсы. Обсуждается создание стратегического альянса MESA. В который входит США и страны Ближнего Востока. Цель данного альянса заключается в укреплении безопасности за счет урегулирования кризисов в странах совместно с Иорданом и Египтом.