Международная корпорация

В результате международного разделения труда и расширение рынка стран до мирового уровня. Встала необходимость в разграничении понятий компаний, действующих на внутреннем рынке и компаний, деятельность которых выходят за рамки рынка одной страны.

На раннем этапе развития международного рынка международной считалась компания, имеющая хотя бы один филиал за рубежом. Однако, на данном этапе принято делать акцент, на том, что не каждая компания имеет право называться международной только лишь, потому что участвует на рыке, для данного понятия необходимо, чтобы компания имела влияние на мировой рынок.

Факторы международных компаний

Так существует ряд факторов, характерных для международных фирм:

  • годовой объем продаж международной компании должен быть не менее чем 1 млрд долларов США;
  • в деятельности компании доля заграничных операций должна составлять от 1/5 до 1/3 всех операций на рынке;
  • доля зарубежных активов должна быть не менее 25 %;
  • филиалы компании должны быть территориально расположены не менее чем в шести странах.

Международная компания – это особый тип организации экономической деятельности, которая представляет собой объединение факторов производства в единое целое для осуществления производственно-хозяйственной деятельности по всему миру.

Что касается видом международных компаний, то существует несколько мнений по этому проводу.

Виды международных компаний

В соответствии с некоторой из них международные компании делятся на два вида:

  • Транснациональные компании (ТНК)
  • Многонациональные компании (МНК)

Транснациональная компания  – это организация, которая действует на международном рынке, при этом головная компания является собственностью одной страны, а дочерние компании реализуют свою деятельность в разных странах.

Многонациональная компания – это организация, которая действует на международном рынке, при этом головная компания находится в собственности одной или более стран, а так же филиалы функционируют в разных странах.

В соответствии с данными понятиями, многонациональные компании можно рассмотреть как разновидность транснациональных компаний.

При этом ТНК представляет собой национальную монополию с иностранными активами, представляющий собой единый производственный комплекс, право пользования, владения и распоряжения, при этом, принадлежит стране учредителю.

МНК представляет собой международную корпорацию объединения национальных компаний нескольких государств.

Становление международной компании

Отличительные черты МНК:

  • многонациональный акционерный капитал;
  • многонациональный руководящий центр.

Целью международной компании является обеспечение ее конкурентного преимущества в перспективе ее дальнейшего развития и роста.

В соответствие с теорий профессора международного маркетинга Филипа Котлера, существует четыре типа международных компаний разделяющихся по организационным принципам.

globalnaya-corporaciya

 

Схема 2. 1 Типы международных компаний

В соответствии с данной схемой, Филипп Котлер объединяет понятие международных компаний в огромный субъект – глобальная компания – это международная организация, которая осуществляет прямые инвестиции за рубеж с целью установления контроля над основными рычагами влияния – от международной производственной экономики до денежных потоков своих зарубежных конкурентов. Это в своем роде идеал, к которому стремится каждая фирма.

Филипп Котлер полагал, что для того, чтобы функционировать на международном рынке, первым этапом считается создание экспортного отдела.

Экспортный отдел – учрежденный в фирме, специализированный отдел, который занимается отгрузкой товара за границу. По мере того, как растет сбыт продукции за рубеж, расширяется и дополняется экспортный отдел. Привлекаются новые кадры, специалисты, расширяются полномочия и назначение экспортного отдела. Впоследствии создаются дополнительные экспортные отделы, для осуществления своей деятельности.

Большинство сначала создают у себя экспортный отдел, затем международный филиал и, в конце концов, превращаются в транснациональные компании.

Далее для расширения своего влияния на мировом рынке принимается решение об учреждении международный филиал.

Это связано с тем, что многие фирмы становятся вовлечение в различную деятельность на разных территориях. Так в одной стране фирма может специализироваться на производстве, во второй – на выдаче лицензий, в третьей иметь предприятия совместного владения и так далее. Для того чтобы осуществлять контроль за всей деятельностью, создается международный филиал, во главе которого стоит президент, назначенный собственником деятельности.

Следующим этапом интеграционного процесса выступает превращение компании в транснациональную.

Некоторые фирмы в процессе своей деятельности расширяют свои сети по всему миру, в результате становятся многонациональными предприятиями. Она действует не от имени одного направления, а своими решениями влияет на рынок и ситуацию в целом.

mezhdunarodnaya-corporaciya

Руководство такой компании формируется из представителей разных стран. Работников готовят к мировому масштабу деятельности. Выстраивается стратегия деятельности межгосударственного характера. Планируется денежная политика, маркетинговая, система материально-технического снабжения в соответствие с ситуацией на международном рынке. Закупка осуществляется в регионах, где это будет дешевле, а инвестиции вкладываются туда, где это принесет наибольшую эффективность.

Межгосударственная корпорация представляет собой особый тип экономических отношений стран. Выделяют два основных вида межгосударственных организаций – это транснациональные компания и многонациональные компании. Согласно некоторым источником многонациональные компании являются одним из видов транснациональных корпораций.