Этапы и формы межфирменных связей

 

Главной предпосылкой объединения фирм в стратегические альянс выступает процесс глобализации мировой экономики и всех сфер жизни общества в целом. Стратегический альянс выступает в качестве проводника на межгосударственный рынок для мелких и средних фирм.

Так как наша мировая система характеризуется неравномерным развитием, то стратегический альянс служит в роли перспективы развития и возможности выхода на мировой рынок.

Глобализация предполагает интеграцию экономических процессов и образование единого мирового рынка со сложной связью каждого экономического субъекта в единую сеть. Таким образом в данный период конкурирующие фирмы выбирают не жесткую борьбу, а слияние , партнерство, которое может принести положительный результат для того или иного конкурента на международном рынке.

Этапы формирования межфирменных связей

mezhfirmennie-svyazi

Выделяют четыре этапа в формировании межфирменных связей:

1-й этап начался с начала 1980х. годов. Предметом исследования выступали парные отношения между фирмами, изучались такие понятия как франчайзинг и совместные предприятия.

Франчайзинг – это право, которое дается компании, действовать на рынке от имени другой компании. Или же можно привести понятие франчайзинга, как коммерческой концессии, договор, которые дает право за определенную плату на определенный вид бизнеса, используя при этом разработанную модель.

Совместные предприятия – это форма учреждения предприятия путем вклада в уставный капитал долей разных стран. Форма международных экономических отношений.

2-й этап – конец 1980-середина 1990х годов характеризуется изучением области межфирменных сетей, как межфирменных и модельных корпораций

3-й этап с середины 90х до 2000 годов характеризуется изучением конкурентных преимуществ, которые возникают в следствие совместных использований факторов производства.

4-й этап с начала 2000г развитие концепции, смысл которой заключается в том, что межфирменные отношения выступают как главный признак эффективной организации.

Типы межфирменных связей

 

В соответствии с классификацией Майлза и Сноу выделяют три вида межфирменных сетей:

  1. Внутренние сети, в которых отдельные подразделения основаны на рыночных принципах. Предполагает частичный заказ товаров и услуг на стороне.
  2. Стабильные сети. Они характеризуются тем, что активы данной сети принадлежат нескольким специализированным фирмам. Таким образом торговые партнеры полностью обслуживают главное производство, например компания «BMW» производит продукцию, 70% стоимости которых приходится на детали и комплектующие своих партнеров.

Стабильные сети имеют следующие положительные черты:

  • Надежность поставок сырья и сбыта продукции
  • Повышение загрузки оборудования
  • Контроль качества

Отрицательные черты:

  • Сильна взаимозависимость, обусловлена тем, что сбой в одной цепочке может повлиять на результат всего производства в целом
  • Утрата гибкости, что проявляется, когда необходимо ввести новшества в работе главной компании, для этого нужно изменить политику обслуживающих, что не всегда представляется возможным.
  1. Динамические сети. Данный вид сети характерен для среды с быстро меняющейся конкуренцией. Для данной сети характерно распределение самостоятельно управляемых компаний на рынках.

Преимущества динамических сетей:

  • узкая специализация;
  • гибкость динамических сетей проявляется в том, что проекты имеют краткосрочный период реализации с минимальными затратами и потерями во времени.

Пять типов межфирменных связей

Согласно теории Доктора экономических наук Шерешевой М. Ю. существует пять типов межфирменных сетей:

  1. Стратегические альянсы
  2. Динамические фокальные сети
  3. Сеть создания ценности
  4. Фокальная сеть поставок
  5. Виртуальная организация

Главной предпосылкой формирования межфирменных связей выступило международное разделение труда и процесс глобализации. Существуют различные межфирменные связи, имеющие свои отличительные черты.